Если иностранная валюта станет в России НЕУДОБНОЙ для хеджирования, т.е. ее обратная продажа за рубли станет невыгодной, то никто не станет покупать излишки валюты. Ее будут покупать лишь для практических целей - возврата зарубежных кредитов, обеспечения финансирования импорта, инвестиционных проектов. Но с валютного рынка в очень значительной степени уйдут банки и другие спекулянты, уйдет население.
Делать нужно
следующее.
1. В ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» и в
Налоговый кодекс РФ внести нормы, по которым государство при продаже
физическими и юридическими лицами, за исключением экспортеров и инвесторов,
любой иностранной наличной или безналичной валюты взимает государственную
пошлину в размере определенного процента от продаваемой суммы (в рублях).
2. Образование курса рубля оставить свободным, биржевым. Не
трогать право физических и юридических лиц хранить у себя любое количество
наличной и на счетах в банках безналичной валюты.
3. На период чрезмерного снижения курса рубля, покупку
иностранной валюты в наличном и безналичном виде в любом количестве оставить не
облагаемой никакими комиссиями и пошлинами.
4. Полностью исключить любой внебанковский оборот
иностранной валюты (с внесением норм в упомянутые законы и кодексы) на
территории РФ, под риском огромных штрафов и изъятия всей суммы сделок в
валюте. Для этого в Уголовный и(или) Административный кодексы РФ внести нормы,
по которым за неуплату данной пошлины при совершении сделки продажи иностранной
валюты вся сумма сделки переходит в доход государства. Ответственность
возложить на продавца валюты.
5. В соответствующие законы внести нормы, по которым за
недвижимость и автотранспорт (сделки с которыми подлежат регистрации) можно
расплачиваться исключительно безналичным платежом и только рублями. Иначе
сделку не регистрировать!
6. Ставку рефинансирования ЦБ вернуть назад и даже снизить
до 3 - 5%.
7. Полностью прекратить интервенции ЦБ на валютной бирже.
Что дадут такие меры?
1. Низкая ставка рефинансирования будет способствовать
развитию экономики – рублевые кредиты станут доступными, и бизнес сможет
развиваться и при низкой норме прибыли.
2. Прекращение интервенций сохранит золотовалютные резервы
страны.
3. Тем, кому нужна валюта, ее свободно и по рыночному курсу
смогут купить. Юридические лица – для возврата западных кредитов и обеспечения импорта.
Физические лица – для поездок за рубеж и покупок за рубежом.
4. Однако покупать валюту для хеджирования станет не выгодно
– ведь если понадобятся рубли (а без них в России никак будет не обойтись), то
придется мириться с большой потерей на госпошлину.
5. Запрет на сделки в валюте на территории России и
необходимость безналичных рублей заставит и юридические, и физические лица всех
владельцев валюты все-таки ее продавать…
Крайне важно
предусмотреть следующее:
1. Необходимо проводить очень грамотную и честную
информационную политику со стороны Президента, Правительства, ЦБ. Людям
необходимо честно рассказать о целях и намерениях валютного регулирования. Подчеркнуть
– от госпошлины на продажу валюты освобождаются экспортные выручки предприятий
и валюта граждан, полученная от продажи зарубежной недвижимости, зарубежных
активов. Естественно, освобождаются от госпошлины на продажу валюты
нерезиденты, инвестирующие в российскую экономику.
2. Необходимо строго соблюдать последовательность действий –
сначала очень оперативное введение госпошлины на продажу валюты, широкое
информирование, и только после этого – резкое снижение ставки рефинансирования
ЦБ. При этом необходимо резко ограничить выдачу потребительских и нецелевых
кредитов и очень осторожно работать с ипотекой.
3. Необходимо предусмотреть возможность очень гибкого
управления ситуацией для ЦБ, дающего ему возможность не допускать выхода курса
из ворот, рассчитываемых по формуле 3620/текущая
стоимость барреля нефти +/- некая дельта (это необходимо для исполнения
бюджета).
Для этого есть смысл госпошлину на продажу валюты сделать гибкой, с
возможностью ее регулирования каждый день, но объявлением ее ставки накануне
(как сегодня делается с официальным курсом ЦБ для валют). А может быть - даже
за два-три дня до ее изменения. При этом допустимый коридор госпошлины на
продажу валюты сделать в диапазоне от 0% до 50%.
4. Возможно, есть смысл дополнительно предусмотреть
возможность введения не только госпошлины на продажу, но и на покупку валюты,
также в диапазоне от 0% до 50%. Ее временное оперативное введение может
пригодиться ЦБ, если курс рубля будет чрезмерно расти и нужно будет рубль
понижать (при сильном выходе за бюджетную формулу 3620/цена барреля).
5. Необходимо предусмотреть жесткие меры по недопустимости
развития теневого рынка обмена валюты внутри России.
6. Необходимо тщательно продумать, как именно лучше всего назвать
инструмент регулирования - государственная пошлина, или что-то иное. Варианты
типа "налог с продаж", "НДС на валюту", "налог на
валюту" и т.д. отметать нельзя, но следует учесть, что в общем случае
порядок взимания и распределения этих плат строго определен законом. Здесь же
для ЦБ нужен некий новый, специфический инструмент.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.